Thursday, July 31, 2014

Биркат амазон

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

Биркат амазон - сгула на любую вещь, поскольку это заповедь из Торы.
1.            Сказано в Торе: "И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе" (Дварим, 8:10). Слова эти - основа закона, предписывающего нам произносить благодарственную молитву после еды. Мудрецы установили, что человек должен читать "Биркат а-мазон" каждый раз, когда он съел минимум кезаит (27 г) хлеба. Если он съел хлеба меньше, чем кезаит, но насытился, так как вместе с хлебом ел другую пищу (например, мясо или рыбу), читать "Биркат а-мазон" все же не нужно (но надо произнести заключительное благословение, соответствующее тому виду пищи, которую он ел с хлебом).
2.            Не убирают со стола хлеб и скатерть, пока не прочли "Биркат а-мазон". Хлеб, лежащий на столе во время чтения "Биркат а-мазон", указывает на изобилие в доме: здесь ели хлеб, и он еще остался. Это гарантирует изобилие в будущем, притягивая благословение Всевышнего, которое не осеняет пустое место.

3.            Перед чтением "Биркат а-мазон" в будни принято убирать со стола ножи или прикрывать их. Стол подобен храмовому жертвеннику, который, согласно указанию Торы, строят только из неотесанных камней (Шмот, 20:22). Смысл этого объясняет Талмуд: железо укорачивает жизнь человека, а жертвенник создан для того, чтобы ее продлевать; поэтому безнравственно использовать то, что укорачивает жизнь человека, для строительства того, что ее продлевает. 

И сказали мудрецы наши: "В те времена, когда существовал Храм, жертвенник искупал грехи человека; сейчас же искупает грехи человека стол, за которым он ест" (при условии, что он ест ради служения Всевышнему, как было сказано выше, 31:2). Кроме того, стол служит для исполнения важной заповеди гостеприимства, благодаря которой Шхина осеняет еврейский дом.
 

В субботу и праздники ножи можно оставить на столе. Железо - это выражение мощи Эйсава, согласно полученному им благословению от отца его, Ицхака:
 "Мечом твоим ты будешь жить" (Брейшит, 27:40). Но в субботу и праздники сила Эйсава, который ненавидит Яакова, ослабевает, и потому железо уже не представляет угрозы.
4.            "Биркат а-мазон" не читают стоя или во время ходьбы, а только сидя и на том месте, где ели.
5.            Прежде, чем приступить к чтению "Биркат га-мазон" надевают шляпу и пиджак, тем самым подчеркивая важность этой заповеди. Принято также подпоясываться пояском (гартлом). Читают не торопясь, осмысливая значение слов, с чувством благоговейного страха пред Всевышним. 
Читая "Биркат а-мазон", нельзя одновременно заниматься какой бы то ни было работой.
6.            Первое из четырех благословений, входящих в "Биркат а-мазон, составил Моше-рабейну, второе - Йеошуа бин Нун после того, как евреи вступили в Эрец-Исраэль, третье - Давид и Шломо. Посреди каждого из этих трех благословений, входящих в "Биркат а-мазон", нельзя прерываться даже для того, чтобы ответить на "Кадиш" "Барху" и "Кдушу". Четвертое благословение добавили во II в. н. э. мудрецы Мишны.
7.            В заключительной части "Биркат а-мазон" слова "Милосердныи - Он благословит отца моего... и мать мою" произносят все: и сам хозяин, и гости, и даже тот, у кого нет родителей, - так как, согласно Каббале, это фраза имеет также такой скрытый смысл, который относится ко всем евреям в равной степени.
8.            Все присутствующие за столом, читая "Биркат а-мазон", должны заканчивать каждое благословение чуть раньше ведущего, чтобы ответить ему "амен". Однако в последнем благословении не принято отвечать "амен" ни после слов: "..И да не лишит Он нас всех благ Своих вовеки", ни в заключение всех фраз, начинающихся: "Милосердный - Он...".
9.            "Биркат а-мазон" можно произносить все время, пока чувствуешь сытость после еды. Но поскольку это ощущение у разных людей различно, не следует читать "Биркат а-мазон" позже, чем через час с четвертью после еды. Если после основной трапезы долго сидят за десертом, это считается продолжением все той же трапезы (хотя лучше десерт не затягивать).
10.         "Биркат а-мазон" надо читать на том же месте, где ели; если встали и ушли, то для прочтения "Биркат а-мазон" следует вернуться. Однако если это правило нарушили и ушли так далеко, что для возвращения на то же место потребуется больше времени, чем допустимый перерыв между едой и чтением "Биркат а-мазон", разрешается его прочитать там, где находятся в этот момент.
11.         Если в комнате присутствует нееврей, в заключительной части "Биркат а-мазон" после слов "Он благословит всех нас" добавляют "сынов завета".
Источник: moshiach.ru

No comments:

Post a Comment